На работу любой компании влияют внешние и внутренние факторы. Стремительные темпы развития всех сфер жизнедеятельности человека, растущая конкуренция диктуют внедрение новых подходов к решению задач. Одним из факторов успешного функционирования любой организации стала мотивация. Решать эту задачу устаревшими методами становится труднее с каждым годом. Новые условия диктуют необходимость внедрения технологий, отвечающих уровню развития личности, максимально учитывающих его интересы. Всю большую популярность набирает геймификация, как инструмент мотивации персонала.
Что такое геймификация
В основу методики положены игровые механики, которые способны повысить мотивацию сотрудника работать лучше. Этот способ призван поднять тонус работников, используя элементы развлечения в производственном или учебном процессе. Толчком к появлению у руководителей компаний интереса к геймификации в мотивации персонала послужили исследования американских ученых в этой области.
В 2011-2012 гг. научно-исследовательский институт Gallup, занимающийся изучением общественного мнения, провел анкетирование 225 тысяч работников различных сфер в 142 странах мира, чтобы выявить их уровень мотивации. Результаты оказались не утешительными: только 13% персонала показали мотивацию к работе. 63 процента респондентов выразили неудовлетворенность текущей работой.
Специалисты Gallup подсчитали, что из-за слабого стимулирования профессиональной деятельности работников компании США ежегодно недосчитываются 550 млрд. долларов. Доля россиян, работающих увлеченно, составила 19%.
Основные задачи метода
Геймификация в мотивации персонала быстро показала свою эффективность. Она оказалась способна решить следующие задачи:
- повысить производительность работы. Геймификация может помочь повысить мотивацию сотрудников, создавая атмосферу конкуренции и вознаграждая их за достижения;
- увлекать новичков. Геймификация успешно решает задачу адаптации молодых специалистов в коллективе. Развлекательный характер деятельности помогает новичкам легко преодолеть стрессы, быстрее понять свои обязанности и цели и влиться в новый коллектив;
- находить новых специалистов. Игрофикацию используют в рекрутинге. Соискателям предлагают тесты, виртуальные головоломки, а элементы соревнования стимулируют к активному участию в процессе отбора.
- соблюдать дисциплину. Игровые элементы могут помочь сотрудникам соблюдать правила и процедуры, так как они будут заинтересованы в достижении успеха.
- оценивать эффективность работы. В игре сотрудники могут видеть свой прогресс и достижения, что помогает им оценить свою эффективность.
Принципы геймификации мотивации сотрудников
Чтобы быть эффективной, игрофикация должна придерживаться нескольких основных принципов:
- Мотивация.
- Любой вызов, который побуждает человека самостоятельно решить задачу и получить от этого удовлетворение, может служить отличной мотивацией. Для этого игра должна предусматривать не только финальное виртуальное или реальное поощрение за достижение определенных целей или выполнение рабочих задач, но и другие способы поддержания интереса на всём пути, такие как конкуренция, обратная связь и другие. Кроме этого, она работает только тогда, когда человек удовлетворен условиями труда и участвует в игре добровольно. Но если геймификацию внедрить в процесс обучения персонала как обязанность, она не даст желаемого результата.
- Статус.
- Желание добиться успеха – стимулирующий фактор для сотрудника компании. В геймификации этот фактор работает почти как в реальной жизни. Ваши показатели видны и начальству, и коллегам.
- Негативный статус также подстегивает к серьезному отношению к обязанностям. Неприятно, когда коллеги видят отрицательные знаки напротив твоего имени. Например, работник, привыкший часто опаздывать, начинает задумываться над своим отношением к работе и старается вовремя занимать рабочее место в офисе.
- Вознаграждение.
- Ценность награды должна быть соизмерима с усилиями, приложенными к достижению цели. Вознаграждения в виде премии, внеочередного выходного дня, появления фото на доске почета сильно стимулируют работника добиваться еще более высоких результатов.
Когда стоит внедрять
Эта система может не сработать по отношению к некоторым сотрудникам. Есть категории работников, относящиеся скептически к геймификации, как методу мотивации. Но во многих случаях внедрение игрофикации приносит пользу бизнесу. К ним, например, относятся:
- выполнение сотрудниками однотипных задач;
- отсутствие активной инициативы работников, действуют по инерции;
- слабо развитая корпоративная культура и сплоченность в коллективе.
Внедрение игры в рабочий процесс способно решить как внутренние, так и внешние задачи бизнеса.
Показатели эффективности метода
Геймификация обучения сотрудников не решает все проблемы компании. Она может закрывать конкретные бизнес-задачи в отдельных сегментах. Внедрение этой системы мотивации – дело сложное. Оно требует объективного подхода к решению задач, тестирования и проверки результатов. Добиться идеального результата с первой попытки не удается почти никому.
Эффективность игрофикации начинается с правильной постановки целей, например по модели SMART. Они могут быть такими:
- добиться лучшей усвояемости материала на 50%, если компания решает задачу обучения персонала;
- повысить количество и качество выполняемых задач на 20%, если сотрудники плохо справляются с рутинной работой:
- создать конкуренцию между отделами, если падают продажи.
Эффективность работы видна по настроению и вовлеченности сотрудников в работу до и после прохождения процесса. Важными показателями являются цифры KPI. Они покажут, в каких отделах и сферах удалось добиться успехов, а в каких нужна доработка. Результат проведенной работы покажет, на кого лучше действуют бейджи или отзывы, и кто остался равнодушен к ним.
Плюсы и минусы
У игрофикации есть свои преимущества и недостатки.
Плюсы:
- Вовлекает в рабочий процесс
- Специалисты уверены в том, что отсутствие стимула тормозит выполнение сотрудником своих обязанностей. Игрофикация справляется с решением этой задачи.
- Визуализирует достижения
- Сотрудники получают бейджи, которые показывают, насколько успешна их деятельность. Кроме этого, они могут сопоставлять свои достижения с успехами коллег.
- Дает возможность проявить лучшие качества
- Способ мотивирует талантливых сотрудников проявлять лидерские качества, добиваться продвижения по работе, получать вознаграждения.
Минусы:
- Обязательность внедрения
- Игра должна приносить удовольствие. Ее нельзя навязывать. Обязательное внедрение системы геймификации не дает ожидаемых результатов.
- Недобросовестная конкуренция
- Когда сотрудники набирают рейтинги в соцсетях, есть соблазн схитрить. Кроме этого, попытки повысить внутреннюю конкуренцию, нередко приводит к недовольству отдельных сотрудников. Такое положение дел не способствует достижению целей.
- Краткосрочный эффект
- Игра со временем надоедает, какой бы она не была увлекательной. Работники начинают уставать от необходимости повышать рейтинги, получать баллы. В результате, мотивация постепенно снижается. И поэтому, игра, как стимулирующий фактор, не будет работать вечно. Эффект от её использования будет только в том случае, если вовремя распознавать и исправлять ошибки.
Внедрение и использование геймификации: кейсы
Мотивационный портал Tele2
Успех компании напрямую зависит от работы персонала и достижения глобальной цели. И при стремительном развитии сотрудников требуется регулярно мотивировать на работу, поддерживать постоянный интерес и стремиться удерживать персонал. Для выполнения поставленных целей решили внедрить комплексный мотивационный портал, который держится на трех китах: обучение, работа, мотивация.
Цели проекта:
- Увеличение вовлеченности сотрудников розницы.
- Снижение текучести персонала розничной сети.
- Рост уровня и качества продаж.
Программа направлена на достижение показателей продаж. Сотрудники в офлайне выполняют рабочие обязанности, а в онлайне обучаются и зарабатывают бонусы. Гибкая настройка позволяет подстроиться под сезоны продаж, цели и задачи бизнеса, и создать условия для достижения результатов. В программе установлены сроки, призы и обучающие материалы, которые служат рекомендациями для сотрудников в получении индивидуального бонуса.
После запуска общая вовлеченность сотрудников составила 90%, а рост продаж увеличился на 10% за счет превышения плана.
Симулятор ПИКов для Burger King
Компания стремится поддерживать свою репутацию на высоком уровне и обеспечивать качественное обслуживание клиентов даже в периоды большого наплыва. Для этого новые сотрудники проходят обучение на симуляторе, который разработан специально для подготовки персонала к быстрым и эффективным действиям в различных сложных ситуациях.
Этот симулятор помогает сотрудникам отработать навыки быстрого принятия решений, освоить техники ускоренного обслуживания и оценить примерное время выполнения различных операций. Он генерирует случайные наборы условий, что делает каждое прохождение уникальным и увлекательным, как настоящий квест. Это позволяет сотрудникам лучше подготовиться к реальным ситуациям, с которыми они могут столкнуться на рабочем месте.